Ролевые методы в джедайском движении

Кирана Ти

Музей исторической реконструкции. Большая экспозиция — восстановленные с точность до мельчайших деталей роскошные костюмы, доспехи, оружие… А на самом видном месте, в большой стеклянной витрине с подсветкой, висит деревянный меч. И табличка под ним: «Не забывайте — с этого всё начиналось«.

Когда заводишь речь о том, что джедайское движение — по сути ролевое, непременно найдётся кто-то, кто этим возмутится. Дескать, игры — это для детей и недорослей, а мы уже Взрослые Люди и занимаемся Серьёзным Делом.

И непонятно мне сие возмущение. Я не буду даже говорить о том, что джедайское движение по всем признакам относится к ролевым субкультурам — принятие других имён, космогоническая концепция, основанная на художественном произведении… Я о практическом применении игровых методов.

Дело в том, что игры являются исключительно детским занятием только в стабильных сообществах, которые со временем не меняются и не развиваются. Кошки тысячелетия назад ловили мышей — так же ловят и до сих пор; индейцы Амазонки тысячу лет назад ходили на охоту с луком и стрелами — так же ходят и по сей день. Набор умений, необходимый для этого, ограничен и неизменен — и детских игр вполне достаточно, чтобы его освоить.

Но мир, в котором мы живём, меняется очень быстро. И так же быстро приходится меняться самому, чтобы идти с ним в ногу — а то и опережать на шаг (мы же вроде как Джедаи? вроде как люди будущего, да?) И если новые умения можно целенаправленно зубрить и отрабатывать, то новые качества развиваются только в соответствующих ситуациях, для которых эти качества нужны. А вот с нужными ситуациями в нонешнем мире напряг: их приходится себе создавать самостоятельно. Конечно, можно силой воли заставлять себя совершать желательные действия и воздерживаться от нежелательных — прививать себе необходимые качества извне. Но куда проще войти в роль персонажа, которому они уже присущи — и через призму этого образа прочувствовать эти качества, понять, как они проявляются в поведении, во внешних действиях… ну а потом и освоить — то есть сделать своими. Можете мне поверить — говорю на собственном опыте.

Можно себя щучить и заставлять… например, каждый день тренироваться. А можно вжиться в роль рыцаря-джедая, приучить себя думать как рыцарь-джедай, смотреть на мир как рыцарь-джедай — и тогда вопрос «как себя заставить тренироваться» отпадёт сам собой: ведь для рыцаря-джедая тренировки — это повседневная привычка, уже ставшая потребностью. Или, разговаривая с кем-то, с кем не сходишься во мнениях, можно сорваться в спор и поссориться — а можно опять же войти в роль и спокойно обговорить спорные вопросы.

Главное в этом методе — именно полноценно войти в роль. Можно начать с мелочей: например, как выбранный вами персонаж сидит, ходит? как пьёт чай? как разговаривает с теми, кто старше его, кто младше, с равными? как одевается (если представить его в обычной одежде, а не в джедайской хламиде)? Далее — продумайте основные ситуации, в которые вам случается попадать: как бы отыгрываемый вами персонаж повёл себя в них? Можно вечером каждого дня проводить ретроспективный анализ: вспомнить события минувшего дня и подумать, как поступил бы в них отыгрываемый вами рыцарь-джедай. Если случаются какие-то досадные отклонения — не стоит себя сразу пинать сапогами: просто вернитесь к выбранному образу. Как в медитации: обнаружили, что мысли убрели в сторону от предмета сосредоточения — просто вернитесь к нему.

А когда достаточно глубоко вживётесь (для этого достаточно пары месяцев ежедневной практики — и анализ образа перестанет быть нужным, и сам образ вы уже спокойно можете с себя сбросить или заменить любым другим: нужные качества уже стали вашими.

Да пребудет с вами Сила!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *