Феномен свободы

Esperiga

Учение — только свет, по народной пословице, — оно так же и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

Тургенев И.С.

Как вступление, следует отметить, что в современной философской науке сосуществуют около 60 различных определений этого понятия. «Что такое свобода?» — это один из вечных вопросов, на который уже тысячи лет исследователи пытаются найти единственно-правильный ответ. В данной статье я постараюсь соотнести проблему свободы с джедаями. В каком объеме она может быть для них реализована?

В современных исследованиях доминирует либеральная концепция свободы, согласно которой она объясняется как неограниченность воли, отсутствие внешнего вмешательства в жизнь индивида. Однако, с этим утверждением, довольно простым и правильным на первый взгляд, сложно согласиться полностью. Неограниченность воли является сущностью произвола, а не свободы. Произвол же является есть избытком свободы, или чрезмерной свободы, которая с необходимостью приводит к рабству — рабству в плену собственных желаний и страстей, — писал Платон.

Давайте рассмотрим объем и содержание понятий «свобода» и «произвол». Отношение между объемами этих понятий формализовано можно представить следующим образом: если изобразить на листе бумаги окружность, то круг, ограниченный этой окружностью, символизирует свободу, а все, что за пределами окружности — произвол. Границы свободы очерчиваются законами. Если бы не было законов, не было бы и свободы. Это и есть та граничная линия, которая выделяет из универсума объем понятия «свобода».

Свобода как имманентно характерное для любого существа качество является вечной, неизменной и абсолютной. И потому она требует существования такого же вечного, неизменного и абсолютного закона, который бы справедливо очерчивал ее границы. Г. Гегель считает, что истоки такого закона следует искать в сознании, в сфере духа. Он справедливо утверждает, что человек «внутри себя имеет мерило правового». В рамках юриспруденции это природное право, в области философии таким мерилом признается категорический императив И. Канта. С точки зрения сенсуализма, таким мерилом является совесть. Сюда же можно отнести ограничения различного характера, существующие в окружающем нас мире, и обязанности.

У каждого есть свои права и обязанности. Эти две категории находятся между собой в отношении контрадикторности (противоречия). Автор считает, что категория обязанностей, а не прав индивида, является первичной и определяющей и есть формализованным выражением его свободы.

Практическое значение статьи заключается в разграничении указанных двух противоположных видений понятия свободы. Избравшему для себя путь джедая, следует быть осторожным, не идя на поводу у обманчиво правильного видения свободы в ее либеральном понимании. Это путь Темной стороны, ведущий человека к произволу.

Наша свобода заканчивается ровно там, где начинается нос нашего соседа. На джедая Кодексом, особенностью его статуса и самой жизнью накладывается целый ряд ограничений и обязанностей. Следуя Кодексу, ни один джедай не может действовать в разрез с волей Мастера, а тот, в свою очередь, в своих решениях и действиях должен руководствоваться волей Совета. На джедаев возложена ответственность за сохранение мира и справедливости в Галактике, служение обществу. Каждый джедай, проходя посвящение, приносит клятву, в которой он обязуется служить Республике и защищать ее.

Как мы видим, феномен свободы довольно парадоксален. Лишь знающий своих обязанности, а значит — границы своей свободы, может в действительности ощущать ее. Не видящий же их постоянно будет добиваться большего, превращаясь таким образом в раба свободы, а его жизнь станет извечной погоней за ней.

Вторая же концепция свободы имеет ряд важных преимуществ и при внедрении ее в жизнь (и не только джедаев) внесла бы в ее течение некоторые позитивные сдвиги: способствовала бы консолидации общества, объединяя его членов чувством взаимной ответственности, основанной на осознании собственных обязанностей; помогла бы преодолеть губительный для общества чрезмерный индивидуализм.

Б. Шоу писал: «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее». Джедай по самой своей сути не нуждается в абсолютной свободе, так как он ее уже имеет. Это свобода, дарованная ему Силой. Находящийся с Ней в единстве и гармонии, способен ощутить величайшие покой и счастье, и не к этому ли стремится всякий, желающий иметь свободу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *